Альбом: Rachmaninoff Edition: Complete Works (31 CD)
Автор: Рахманинов С.В.
Исполнители: Разные
Год выхода: 2008-2009
Жанр: Classical / Orchestral
Количество треков: 439
Время звучания: 33:39:03
Формат | Качество: MP3 / 320 kbps
Размер: 4,51 Gb
Альбом: Rachmaninoff Edition: Complete Works (31 CD)
Автор: Рахманинов С.В.
Исполнители: Разные
Год выхода: 2008-2009
Жанр: Classical / Orchestral
Количество треков: 439
Время звучания: 33:39:03
Формат | Качество: MP3 / 320 kbps
Размер: 4,51 Gb
Список дисков:
CD01. Piano Concertos Nos 1-4. Rhapsody on a Theme of Pahanini
CD02. Piano Concerto Nos 2-3
CD03. Symphony Nos 1-3
CD04. Symphony No.2. Youth Symphony
CD05. Symphonyc Damces. The Bell
CD06. Symphonic poems. Scherzo in D minor
CD07. Aleko
CD08. The Miserly Knight
CD09. Monna Vanna
CD10. Francesca da Rimini
CD11. Vespers
CD12. Liturgy of St. John Chrysostom (beginning)
CD13. Liturgy of St. John Chrysostom (conclusion)
CD14. Spring. Three Russian Songs
CD15. Complete Songs Vol.1
CD16. Complete Songs Vol.2
CD17. Complete Songs Vol.3
CD18. Trios. Elegiaques 1-2
CD19. Music for Cello and Piano
CD20. Etubes — tableaux. Opp 33-39
CD21. Preludes Op.23. Nocturnes
CD22. Piano Sonata No.1. Preludes Op.32
CD23. Piano Sonata No.2
CD24. Moment Musiccaus
CD25. Piano Works — Transcriptions
CD26. From Russia to America
CD27. Works for piano duet 1
CD28. Works for piano duet 2
CD29. Historical Recordings: Piano Concerto Nos 2-3 (архивные
записи, моно)
CD30. Historical Recordings: Piano Concerto Nos 1-2 (архивные
записи, моно)
CD31. Historical Recordings: Piano Works (архивные записи,
моно)
Полный список всех треклистов вложен в каждый архив.
Биография:
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года
в дворянской семье.
Его родители были музыканты — любители. Проявив интерес к музыке
уже в четыре года, он обучался игре на фортепиано, первые уроки
дала мать. А в девять лет поступил на фортепианное отделение
Санкт-Петербургской консерватории. С 1888 года продолжал
образование в Московской консерватории.
Детские годы Рахманинова прошли в известном московском частном
пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником
которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие
выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин
Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич
Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен
Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в
судьбе молодого музыканта.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у
А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому
времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная
работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный
концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия
до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных
произведений Рахманинова.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в
московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром
Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в
течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в
развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и
дирижёр. Однако блестящий расцвет его творческой деятельности был
прерван 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии
(дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным
провалом как из-за некачественного исполнения, так и —
главным образом — из-за новаторской сущности музыки, намного
опередившей своё время. По свидетельству А. В. Оссовского,
определенную роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя
оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной
серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов
Рахманинов не мог сочинять и лишь помощь опытного психиатра,
доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт, создание
которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно
— вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он
принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом
театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906
г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью
посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое
концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и
дирижёр. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе
своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу
Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль
в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.
Вскоре после революции 1917 г. Рахманин
6381
ов воспользовался неожиданно
пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме
и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и
дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов
отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые
выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром
Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических
и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с
долгами.
1 ноября 1918 года Рахманинов с семьёй отплыл из Норвегии в
Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений;
творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в
1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый
концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом
(1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений,
однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в
Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших
пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил
своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его
создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной
войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор
от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного
из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От
одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с
врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак
лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную
деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния
США.
Творческая характеристика
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами
«самый русский композитор». В этой краткой и неполной
характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова,
так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки.
Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим
знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы
московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в
единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её
судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров,
нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и
законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как
продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова,
симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи
национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С.
Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая
роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется
историческим положением творчества Рахманинова — современника
русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве
как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой
темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского
коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду
русского искусства, который принято называть «серебряным веком».
Основным творческим методом искусства этого периода был символизм,
черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова.
Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с
помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив
средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у
Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света»,
«возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи
глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся
вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна
Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих
произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Эволюция творческого стиля
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре
периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два
периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний
(1918—1941).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии
претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А.
Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок.
1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и
особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы
постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в
ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из
стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество
Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой
музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и
авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и
своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая
подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто
используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и
Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы
воспитавшего его стиля (в данном случае — венского
классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым
романтическому миросозерцанию.
Первый — ранний период — начинался под знаком позднего
романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского
(Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893),
написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти,
Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций
романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной
традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение
— один из первых в мировой музыке примеров полистилистики
— словно символически возвещает преемственность традиции от
Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый
этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза
были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её
провала на премьере.
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого
стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева,
русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти
черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии,
в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической
поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано,
с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с
другой — претворением достижений современной музыки:
импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных,
гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода
— грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра,
на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко
новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми
приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и
симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения
характерна для искусства символизма, для данного этапа русского
искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены
различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной
смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца
Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы
романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Поздний — зарубежный период творчества — отмечен
исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из
цельного сплава самых различных, порой противоположных
стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза,
древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады
1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой
токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических
предпосылок заключён философский смысл — абсурдность,
жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей.
Произведения этого периода отличаются загадочной символикой,
смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы
(1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с
романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же
время.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов
синтезировал различные тенденции русского искусства, различные
тематические и стилистические направления, и объединил их под одним
знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов
обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним
из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов
обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным
багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые
(наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой
уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи
фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции
и джаза.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико:
Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов
разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской
фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1)
глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному
богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация
средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений
мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.