Святослав Теофилович Рихтер ( 1915—1997)
— советский и российский пианист, культурный и общественный
деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.
Жанр: Piano
Страна-производитель диска: USA
Год издания диска: 2011
Дата записи: 1950-51
Аудиокодек: APE
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: lossless
Продолжительность: 62:53+62:04
Размер: 420 MB
Святослав Теофилович Рихтер ( 1915—1997)
— советский и российский пианист, культурный и общественный
деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.
Жанр: Piano
Страна-производитель диска: USA
Год издания диска: 2011
Издатель (лейбл): Parnassus
Дата записи: 1950-51
Аудиокодек: APE
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: lossless
Продолжительность: 62:53+62:04
Размер: 420 MB
Треклист:
Beethoven
Disk 1 [62:53]
1. Rondo in C, Op.51, no.1
2. Rondo in G, Op.51, no.2
3. Variations in E flat, Op.35, «Eroica»
4. Sonata No.12, in A Flat, Op.26
5. Bagatelle in F, Op.33, no.3
6. Sonata No.27, in E Minor, Op.79
Moscow, January 29, 1951
Disk 2 [62:04]
1-12. 33 Variations on a Theme of Diabelli, Op.120
Moscow, January 29, 1951
13. Variations on an Original Theme, in F, Op.34
14. Variations on the Turkish March from «The Ruins of Athens» in
D, Op.76
Moscow, June 23, 1950
Исполнители:
Sviatoslav Richter, piano
Биография
Рихтер родился 7 (20) марта 1915 года в Житомире Российской
империи, (ныне Украина), в семье талантливого немецкого пианиста,
органиста и композитора Теофила Даниловича Рихтера
(1872—1941), преподавателя Одесской консерватории и органиста
городской Кирхи, мать — Анна Павловна Москалёва
(1892—1963), фон Рейнке по матери[1], из русских дворян. Во
время Гражданской войны семья была разъединена и Рихтер жил в семье
тётки, Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи,
ставшей первым его творческим увлечением.
В 1922 семья переехала в Одессу, где Рихтер начал учиться игре на
фортепиано и композиции, будучи в основном самоучкой. В это время
он также пишет несколько театральных пьес, интересуется оперным
театром и вынашивает планы стать дирижёром. С 1930 по 1932 Рихтер
работал пианистом-концертмейстером в Одесском Доме моряка, затем
— в Одесской филармонии. Первый сольный концерт Рихтера,
составленный из сочинений Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он
получает место аккомпаниатора в Одесском оперном театре.
Его надежды стать дирижёром не оправдались, в 1937 году Рихтер
поступает в Московскую консерваторию в класс фортепиано Генриха
Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа
изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу.
Вскоре, тем не менее, по настоянию Нейгауза, Рихтер возвращается в
Москву и восстанавливается в консерватории. Московский дебют
пианиста состоялся 26 ноября 1940, когда в Малом зале консерватории
он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева — впервые после
автора. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступает с
оркестром.
Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность,
выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в
блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд
новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната Сергея
Прокофьева.
С. Т. Рихтер в Харькове (1966 г. Фото Ю.Щербинина)
В 1943 году Рихтер впервые встретился с певицей Ниной Дорлиак,
ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе
выступали в концертах.
Большим другом и наставником Рихтера была Анна Ивановна Трояновская
(1885—1977), в её доме в Скатерном переулке он занимался на
знаменитом рояле Метнера.
После войны Рихтер получает широкую известность, победив на Третьем
всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была
поделена между ним и Виктором Мержановым), и становится одним из
ведущих советских пианистов. Концерты пианиста в СССР и странах
Восточного блока пользовались большой популярностью, однако
выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это
было обусловлено тем, что Рихтер поддерживал дружеские отношения с
«опальными» деятелями культуры, среди которых были Борис Пастернак
и Сергей Прокофьев. В годы негласного запрета на исполнение музыки
композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 в первый
и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра,
проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром
(солировал Мстислав Ростропович) Девятая соната Прокофьева
посвящена Рихтеру и впервые им исполнена.
Настоящей сенсацией стали концерты Рихтера в Нью-Йорке и других
городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные
записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же
году музыканту присуждается премия «Грэмми» (он стал первым
советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение
Второго фортепианного концерта Брамса.
В 1960—1980 годах Рихтер продолжил активную концертную
деятельность, давая более 70 концертов в год. Он много
гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных
помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист
записывался мало, однако сохранилось большое количество «живых»
записей с концертов.
Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том
числе знаменитых «Декабрьских вечеров» в Музее имени Пушкина (с
1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами
современности, в числе которых — скрипач Олег Каган, альтист
Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович и Наталья Гутман. В
отличие от многих своих современников, Рихтер никогда не занимался
преподаванием.
В последние годы жизни Рихтер из-за болезней часто отменял
концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его
требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на
пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это
давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не
отвлекаясь на второстепенные моменты.
Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.
С. Т. Рихтер скончался 1 августа 1997 года. Похоронен на
Новодевичьем кладбище в Москве.
Скачать: