Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы
в нашей жизни короткой, как бетон полосы.
В.Высоцкий.
Страшная трагедия в ярославском аэропорту вновь сделала актуальными
разговоры об изношенности российского авиапарка.
Действительно, статистика красноречиво свидетельствует о том, что
по количеству авиакатастроф Россия опережает даже страны
Африки.
Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы
в нашей жизни короткой, как бетон полосы.
В.Высоцкий.
Страшная трагедия в ярославском аэропорту вновь сделала актуальными
разговоры об изношенности российского авиапарка.
Действительно, статистика красноречиво свидетельствует о том, что
по количеству авиакатастроф Россия опережает даже страны
Африки.
Дела в нашей авиаиндустрии находятся в плачевном состоянии –
правящий в России режим, два десятилетия паразитирующий на
изношенной советской инфраструктуре, оказался неспособен не только
развить, но хотя бы поддержать на плаву единственную отрасль
промышленности, продукция которой вполне могла бы быть
конкурентоспособной на мировых рынках.
Гонка вооружений заставляла СССР ценой неимоверного напряжения
поддерживать паритет с США в аэрокосмической отрасли, что позволяло
советскому авиапрому кроме высококлассной боевой техники выпускать
вполне надежные в эксплуатации гражданские самолеты. Явно уступая в
качестве двигателей, авионики и, конечно же, интерьера, по
аэродинамическим характеристикам советские самолеты, тем не менее,
зачастую превосходили зарубежные аналоги.
Первые же предположения о причинах катастрофы, связанные с
неисправностью двигателя или плохим качеством горючего, оказались
опровергнутыми, что оставляет в качестве возможных причин либо
ошибку экипажа, либо ошибки наземных служб аэропорта, регулирующих
полет.
Конечно, выводы делать еще рано, но особые обстоятельства,
сложившиеся в аэропорту в день трагедии, позволяют предположить,
что именно хаос, вызванный прибытием высокого начальства на Мировой
экономический форум, явился главной причиной катастрофы.
Самолет разбился, не сумев набрать на взлете необходимую высоту,
что почти наверняка было вызвано недостаточной длиной разбега либо
появлением на полосе каких-то препятствий.
Любая из этих причин напрямую связана с работой наземных служб
аэропорта, отвечающих за взлет и посадку. Можно не сомневаться, что
в этот день рядом с диспетчерами находились сотрудники ФСО,
призванные следить за безопасностью полета высших должностных лиц
государства. Можно также вспомнить и крушение польского Ту-154 под
Смоленском, когда российский диспетчер явно действовал по указанию
начальства, отдававшего приказы, исходя из политической
целесообразности, а не авиационной безопасности.
Впрочем, мы вряд ли в ближайшем будущем узнаем фамилию сотрудника
спецслужб, вероятно отдавшего роковой приказ о сокращении длины
разбега для Як-42, разбившегося на взлетно-посадочной полосе в
аэропорту Ярославля.
В сегодняшней России расследование любой катастрофы, так или иначе
связанной с большим начальством, не дает результатов. А точнее
виновными всегда объявляются те, кто волею судьбы путался под
ногами окончательно распоясавшихся «хозяев страны». И вот уже мы
видим как барометр следствия, подчиняясь неумолимым законам
российского политического притяжения, указывает на действия
погибших пилотов, якобы «неправильно выбравших режим работы
двигателей», как на главную причину трагедии…
P.S. Эта обложка журнала «Профиль» может быть вполне
квалифицирована как страшное пророчество.
Як-42 действительно не смог взлететь в Ярославле, и очень похоже,
что пусть и косвенным образом, но руку к этому приложил Дмитрий
Медведев.
Сам Медведев все так же продолжает парить в политических небесах,
хотя на орла не очень похож.
Он скорее уж колибри – очень маленькая птичка с красивым
оперением, громко жужжащая, крайне прожорливая, а главное, умеющая
летать задом наперед.